Технологии VR/AR в образовании
Идеи о внедрении виртуальной реальности в образование не покидают умы талантливых разработчиков с момента появления первых VR-гарнитур. По данным психологов и лингвистов, наибольший объем знаний мы впитываем в период 4 – 12 лет. Но на годы детства и юности приходится слишком много отвлекающих факторов. Классический учебный процесс открыто конкурирует со сферой развлечений и нуждается в новых механизмах вовлечения в процесс обучения.
Технологии VR/AR в образовании – логичное и своевременное дополнение классических занятий не только в школьных, но и более сложных университетских программах. Вместо тяжелых рюкзаков, скучных уроков и однообразных лекций – современные возможности виртуальной и дополненной реальности. Больше нет необходимости заинтересовывать ученика или студента устаревшей литературой, формировать увлечение заведомо скучным и неинтересным чтением или решением типовых задач.
В чем преимущества применения VR в образовании?
Представьте: школьному учителю больше не придется вводить детей в скуку монотонными рассказами о Пирамидах Хеопса. Вместо этого при помощи VR-гарнитур весь класс, не выходя из-за парт, отправится в большое путешествие в Египет. Дети увидят своими глазами величественные памятники архитектуры, заглянут в таинственные саркофаги, проживут в рамках урока все 40 веков легендарной истории Древнего Египта.
С подобными обучающими сценариями можно вырастить большое поколение по-настоящему увлеченных специалистов. Качественный визуальный контент поможет ученикам раскрыть таланты, станет важным инструментом для будущей профориентации и сохранения многогранности науки.
Уникальные возможности VR/AR технологий
Устройства виртуальной реальности создают среду, направленную на выработку собственных ощущений. Фактически обучающийся сам осмысливает поступающую информацию без навязывания стороннего мнения. За счет этого технологии VR и AR в образовании считаются одними из самых «чистых» и беспристрастных для освоения новых знаний. Дети и молодежь погружаются в максимально комфортную обстановку обучения, гораздо больше и искреннее интересуются информацией, чем при классическом формате школьных уроков.
Внедрением образовательных VR-технологий занимаются не только амбициозные стартапы, но и крупные компании. Так, всемирное признание получил европейский проект «СLASSVR», предлагающий комплексные решения для массового обучения. При помощи VR-гарнитуры и специального ПО разработчики создали универсальную систему виртуальных уроков для малых групп, полноценных школьных классов и студенческих аудиторий.
Смотрите также: Применение VR/AR в промышленности
Особый акцент в проекте сделан на упрощение работы преподавателей. Учителям предлагается простой адаптированный интерфейс для составления планов занятий, индивидуальной разработки программ и визуализации курсов. Для этого не обязательно владеть навыками программирования. Огромная база готовых сюжетов и тематического контента уже представлена в открытом доступе.
Говоря о дополненной реальности в образовании, нельзя не вспомнить об амбициозном проекте «Handheld Augmented Reality». Программа была разработана экспертами ведущих университетов США и объединила актуальные алгоритмы AR для обучения американских школьников. Проходя по обычным коридорам и классам учебного заведения, дети получали нестандартные интерактивные задачи. В ходе решения заданий совершенствовались не только ключевые предметные знания, но и навыки взаимодействия с виртуальной средой.
Лучшие образовательные программы для школьников и студентов
Одним из по-настоящему прорывных проектов стала программа Varwin Education – уникальный VR-инструмент для развития начальных навыков программирования и разработки виртуального контента. ПО представляет собой интуитивно понятный конструктор сцен, схожий по интерфейсу с популярными играми Roblox и Minecraft. Varwin Education предназначен для учеников 5 – 11 классов, максимально прост в освоении, дополнен полным спектром методических указаний для педагогов.
Отдельным сегментом AR и VR в обучении остаются специализированные мобильные приложения. Буквально за десять последних лет рынок ПО, поддерживающего виртуальную и дополненную реальность, вырос на сотни и тысячи процентов! К примеру, в 2010 году проекты «Solar Walk» и «Star Walk» с уникальным астрономическим контентом были представлены самим Стивом Джобсом. Тогда основатель Apple отметил важность подобных приложений не только для профессионалов, но и для обычных обывателей.
Современные тренды мобильной индустрии свидетельствуют об активной экспансии виртуальных технологий. Пользователи, не расстающиеся со смартфоном 24 часа в сутки и не готовые платить за отдельные гарнитуры, имеют стабильный запрос на обучающий VR-контент. Один из ответов на такой запрос выдала японская команда Tokyo Shoseki, разработав самоучитель английского с элементами AR. Поистине уникальным проект сделала мягкая интеграция классического изучения языка по бумажным учебникам и новых интерактивных технологий.
Смотрите также: VR-технологии в образовании: современные реалии и перспективы
Наведя смартфон на определенную страницу, пользователь может не только прослушать напечатанный диалог, но вступить в беседу с отдельными персонажами. Такой формат уже взят на вооружение частными японскими школами и позволяет добиться внушительных успехов в освоении иностранного языка.
Актуальные AR и VR-устройства для обучения
AR-гарнитуры:
- Magic Leap One – уникальный инструмент для сканирования окружающего мира, обучения и пространственных вычислений. Компактное устройство оснащено всем необходимым для стирания виртуальных границ: качественными дисплеями с обзором 50 градусов, системой многоуровневой генерации света, высокоточной технологией маппинга для создания цифровых копий пространства. Гарнитура имеет 8 Гб оперативной памяти, легко интегрируется с ПК, позволяет редактировать 3D-модели и пользоваться широким спектром интерактивного обучающего контента. Время автономной работы – до 3 часов.
- Epson Moverio BT-40S – одна из лучших универсальных AR-гарнитур с увеличенной автономностью (до 5 часов). Главным преимуществом девайса являются инновационные кремниевые дисплеи Si-OLED – запатентованная разработка Epson. Пользователю гарантировано высококачественное насыщенное изображение с точным балансом света. Устройство подключается к любой портативной технике: от смартфона до ПК, дополнено многофункциональным контроллером с Wi-Fi, GPS и доступом к сервисам Google Play.
- Microsoft Hololens 2 – очки смешанной реальности с 2K-изображением, высокотехнологичным отслеживанием взгляда и улучшенным сенсором глубины для более точного отображения голограмм. Многофункциональное решение от Microsoft для взаимодействия со всеми видами развлекательного, коммерческого и обучающего контента.
VR-гарнитуры для обучения и не только:
- Oculus Quest 2 – один из лучших VR-шлемов по соотношению цена/качество/технические возможности. Сочетает комфорт пользования и высокоскоростную обработку данных. Комплектуется передовым процессором Snapdragon XR2, позволяет ощутить преимущества сверхчеткой картинки с разрешением 1832х1920 px на каждый глаз. За вполне демократичную стоимость Oculus Quest 2 станет идеальным проводником в мир VR, а также надежной технологичной основой для групповых и одиночных образовательных проектов.
- NOLO Sonic – гарнитура с новым BOE True 4K-дисплеем и передовым комплексом отслеживания. Устройство универсально, подходит как для виртуальных игровых сессий, так и для специализированных задач: прохождения обучающих квестов, создания VR-уроков по физике, химии и другим предметам. Девайс адаптирован под основные виды беспроводного подключения, имеет хороший угол обзора (101 град.), мощный аккумулятор емкостью 4500 мАч.
- Pico Neo – оснащен качественным 4K-дисплеем и комплексом продвинутого 6DoF-трекинга. Благодаря производительному процессору Snapdragon, устройство порадует высокой скоростью обработки информации, стабильной работой с «тяжелыми» приложениями и обилием графики. Отличное решение для проведения виртуальных конференций, получения уникального иммерсивного опыта в динамичном контенте.
- Varjo Aero – оптимальный выбор для разработчиков образовательных программ и оснащения современных VR-классов. Дисплеи с разрешением 2880х2720 px на каждый глаз и углом 115 градусов создают невероятно реалистичную атмосферу с эффектом полного погружения. Модель комфортна для длительного ношения, изготовлена из ударопрочного пластика, имеет гибкие настройки под любой размер головы.
Образование будущего
По результатам исследований компании VRAr lab, обучающие материалы с визуальной составляющей усваиваются на 90% лучше стандартных школьных программ. Это дает надежду на скорое развитие технологий виртуальной и дополненной реальности в образовании нашей страны. Единственное серьезное препятствие – постоянный рост массива знаний, за которым сложно угнаться и своевременно воплотить в интерактивных формах.
Решением проблемы станет систематическое увеличение числа разработчиков, готовых менять устаревшие неэффективные стандарты.
Рекомендуемые товары











































































