Синергия дополненной и смешанной реальности с образованием - как данные технологии помогают улучшить образовательный процесс
Синергия дополненной и смешанной реальности с образованием - как данные технологии помогают улучшить образовательный процесс
Электронные книги, интерактивные доски и столы, планшеты, ноутбуки, 3D-принтеры – все это в уже сейчас помогает улучшить образовательный процесс и сделать его эффективнее. Многие школы, техникумы и вузы понемногу уходят от традиционных методик обучения, отдавая предпочтение более совершенным методам. Но чем-то по-настоящему новым в образовании становятся именно дополненная и смешанная реальность (AR и MR), которые начали набирать популярность буквально несколько лет назад. Данные технологии все активнее заполняют образовательную нишу во многих странах, в том числе и в России. На этом фоне в России даже было запущено несколько образовательных проектов, финансируемых непосредственно государством. С помощью этих проектов внедряют дополненную и смешанную реальность в как уже существующие образовательные учреждения, так и создавая новые, например, кванториумы и технопарки. Сейчас уже понятно, что AR и MR будут и дальше активно внедряться в нашу жизнь и особенно в образовательной области.
Рис. 1 – Пример использования дополненной реальности
Что же такое AR/MR?
Если говорить простым языком, то можно сказать, что это технологии, которые дополняют реальную окружающую картину мира виртуальными элементами. Это может быть что угодно – от графических указателей с направлением движения, как, например, в некоторых GPS-приложениях или на лобовых стёклах самых современных автомобилей, до целых интерактивных комплексов – 3D-зданий, сооружений, моделей машин, животных, людей и прочего. Дополненная реальность расширяет существующее окружение, дополняя его новыми виртуальными элементами, и часто с ними можно взаимодействовать самыми разнообразными способами.
Стоить отметить, что технологии дополненной и смешанной реальности реализованы сегодня как в современных смартфонах и планшетах, так и в специальных очках дополненной реальности. Как правило, оба решения отлично подходят для образовательной сферы, а выбор устройства зависит от решаемой задачи.
Рис. 2 - Изображение с образовательных материалов буквально оживает с помощью планшета (слева) и модель района города в очках дополненной реальности Magic leap (справа)
В этой статье мы рассмотрим, как дополненная и смешанная реальность в обучении используется прямо сейчас, какие существуют сценарии их применения и каковы перспективы в ближайшем будущем.
Смотрите также: Виртуальная реальность в архитектуре
Применение дополненной реальности в образовании в XXI веке
В последние 5-10 лет технологии AR и MR стали доступны большому количеству пользователей. Цена устройств дополненной/смешанной реальности снизилась, и даже большинство современных смартфонов/планшетов отлично работают с приложениями AR. Существуют целые наборы для разработчиков (ARKit), которые внедряют дополненную реальность в рамках операционных систем Android и iOs. Это позволило расширить сферу применения технологии, дав мощный толчок для её развития и направив в том числе в образовательный процесс.
Многие учебные заведения уже сейчас применяют дополненную реальность при проведении лабораторных работ по физике и химии, практических занятий по астрономии, истории и другим областям наук. Принцип наглядности работает куда эффективнее, чем старые методы – обучение по учебникам, просмотр изображений, видео и прочее. Это, во-первых, интереснее, а во-вторых, дает куда лучшее представление о вещах, процессах и событиях.
Да, пока что использование дополненной реальности в обучении только набирает обороты. Многие программы остаются достаточно простыми, но разработчики активно трудятся над их доработкой, увеличением количества образовательного контента, повышением качества. Перспективным направлением в этой области являются программы-конструкторы миров дополненной и, кстати, виртуальной реальности. Наиболее известными в этой области можно считать конструкторы EV Toolbox и Varwin. Эти приложения позволяют собирать из отдельных элементов различные физические и химические процессы, картины, небольшие игры и даже целые виртуальные миры.
Рис. 3 – Пример интерфейса EV Toulbox
Многие сходятся во мнении, что дополнительная реальность – даже более перспективное направление, чем виртуальная, о которой я писал ранее в другой статье. Она проще, но при этом позволяет сконцентрировать внимание учащегося на самом важном, не отвлекая на второстепенные элементы виртуального мира.
Рис. 4 – Ожившее изображение в дополненной реальности при помощи планшета
Уже реализованные идеи применения AR в обучении
Среди наиболее успешных и перспективных реализованных идей можно выделить несколько.
- Визуализация простых и сложных алгебраических поверхностей – сфер, эллипсоидов, цилиндров, пирамид. Вплоть до особенно сложных – Бутылки Клейна, Ленты Мебиуса и т. п. Важна не просто возможность увидеть такие объекты в 3D, но и интерактивно изменять параметры, сразу же визуализировать изменения, проводить сложные расчеты и наглядно демонстрировать, как это работает. Например, в очках Microsoft Hololens 2 или Magic Leap можно каждый виртуальный объект обойти с разных сторон, изменить его различные характеристики, заглянуть внутрь объекта и взаимодействовать с ним другими способами. Это в разы увеличивает степень вовлечённости обучающегося и, как следствие, усваиваемость материала.
- Визуализация физических уравнений. В математической физике дополненная реальность дает возможность показывать решение не просто в виде формулы, а в виде физического процесса. А изменяя параметры, можно влиять на результат, сразу же оценивая его визуально. Также технология позволяет визуализировать сложные физические процессы – изотермический, изохорный, изобарный, политропный и т. д. Это крайне актуально для технических университетов, особенно для тех, которые специализируются в том числе на физике и изучении её законов.
- Визуализация строения молекул, отображение атомных орбиталей в химии. Как известно, человеческий глаз неспособен увидеть строение молекулы в реальности, только на снимках или штучно воссозданных моделях. Благодаря AR эта возможность появляется, что позволяет визуализировать даже сложные химические связи и лучше понять, как они формируются. Например, вы можете соединять молекулы разными способами и в разном количестве, каждый раз получая новое химическое вещество. Принцип наглядности и вовлечённости в процесс и здесь будет играть в вашу пользу, позволяя гораздо лучше усваивать новый материал, в сравнении с традиционным изучением по учебникам или видео.
- Проведение полноценных операций при помощи очков дополненной реальности и обучение этому. Раньше это казалось фантастикой, а уже сегодня очки Microsoft Hololens 2 используют для проведения более эффективных операций на ротовой полости пациентов. Благодаря очкам, врач может видеть необходимую информацию о пациенте непосредственно перед глазами, в том числе его медицинские показатели, благодаря чему он меньше отвлекается, и анализировать риск того или иного медицинского вмешательства ещё непосредственно до него. Это увеличивает эффективность проводимой операции и позволяет делать её с меньшими рисками для пациента.
- Визуализация географических объектов. Благодаря дополненной реальности можно при наведении телефонов или специальных очков на специальные карты местности видеть различные достопримечательности или географические объекты так, как будто они рядом с вами. При этом у вас будет возможность их также рассмотреть с разных сторон, получить дополнительную информацию о них, которая будет отображаться прямо в воздухе. Это удобно, очень наглядно и вызывает вау-эффект.
Рис. 5 – Использование дополненной реальности в географии
И это лишь малая часть тех возможностей и перспектив, которые дает использование в образовании технологий дополненной/смешанной реальности. Можно быть уверенными, что в будущем будут появляться новые учебные программы, технология будет совершенствоваться и внедряться в еще большее число образовательных процессов.
Смотрите также: Виртуальный дизайн интерьера: VR и AR
Но почему технологии дополненной и смешанной реальности в обучении еще не используются повсеместно?
При всех положительных качествах AR и MR все еще не имеет массового характера в образовании ни в одной стране. Почему так? На самом деле причин несколько, и они носят преимущественно лишь временный характер.
- Неготовность образовательной системы к перестройке и переосмыслению. AR/MR на данном этапе можно рассматривать только как дополнение к образовательному процессу, но не полную его альтернативу. Переход должен быть плавным, должны выполняться соответствующие исследования, изучение успеваемости фокус-групп, формироваться соответствующие выводы. Вполне возможно, что чрезмерное увлечение такой формой обучения может повлечь улучшение образовательного процесса в одной сфере, но и ухудшение в другой.
- Необходимость полностью переосмыслить и переиначить план учебных занятий. Работа с подобными технологиями имеет много факторов, которые нужно учитывать при формировании программы. Необходимо чётко согласовать все пункты учебной программы, чтобы они не мешали друг другу.
- Все еще высокая цена оборудования. Если говорить о массовом использовании AR в образовании, то это пока что дорого. Но тенденция к снижению цены аппаратной составляющей в будущем устранит этот недостаток. Уже сейчас существуют устройства дополненной реальности дешевле 100 тысяч рублей, что позволяет технологии активнее входить в наш мир. Кстати, многие из современных устройств дополненной и смешанной реальности можно посмотреть и приобрести в нашем магазине.
- Недостаточное количество и разнообразие программ для обучения. Работа над ними активно ведется, но прямо сейчас их совершенно недостаточно для того, чтобы использовать как альтернативу классическим методам и инструментам обучения.
- Малое число специалистов в этих областях. На сегодняшний день не только в России, но и в мире, очень мало людей, которые прекрасно разбираются в дополненной и смешанной реальности. А для применения технологии в образовательной сфере надо обучить и преподавателей, которые будут работать с детьми, подростками и студентами. Для этого также требуется время.
Рис. 6 – Использование Microsoft Hololens для изучения Солнечной системы
Заключение
Несмотря на это, как было отмечено выше, данные сложности несут лишь временный характер. Но даже сейчас можно сказать, что в ближайшие годы ситуация изменится в лучшую сторону, так как над своими решениями в этой области трудятся такие корпорации, как Apple, Vuzix, Microsoft, Google и многие другие. Они явно умеют делать массовые продукты, которые удовлетворяют все основные запросы потенциальных покупателей. Да и крупные аналитические компании согласно проводимым исследованиям сообщают, что рынок дополненной и смешанной реальности к 2025 году превысит 140 млрд. долларов (согласно данным консалтинговой компании ABI Researh). Прогнозы очень позитивные, и поэтому мы активно ждём новых анонсов, решений и более активного развития дополненной реальности в скором будущем.
Рекомендуемые товары














